Rayman – на пороге двадцатилетнего юбилея.

Отдельно: белые кулачки, желтые кроссовки, голова и тело. А вместе: Rayman – один из популярнейших героев видеоигр за последние 20 лет. Мультяшный герой, полюбившийся миллионам детей и взрослых, вместе со своим «отцом-создателем» геймдизайнером Мишелем Анселем стоят у основания медиа-гиганта, издателя и разработчика игр Ubisoft.
На следующий год Рэймену исполнится 20 лет – серьезная годовщина. За эти годы жизнь героя менялась, были взлеты и падения, он играл главные и второстепенные роли в играх, эволюционировал и менялся в ногу со временем. На разных консолях и домашних компьютерах вышло более дюжины игр с участием Рэймена, появились фан-комиксы, майки и фигурки. На сегодняшний день по всему миру продано около 20 миллионов копий игр с именем Rayman  в названии. Что же происходило с милым мультяшным героем на протяжении последних девятнадцати лет, как менялись игры с его участием и почему некоторые из них стали популярны, а другие редко вспоминают? Давайте вспомним вместе и начнем с самого начала.

В далеком 1995 году на персональных компьютерах под MS-DOS и консолях Atari Jaguar,   а немного позже на Sega Saturn и Sony Playstation вышла оригинальная игра «Rayman» – 2D-платформер о противостоянии главного героя под нашим управлением и некоего злодея Мистера Дарка. Сложнейшей задачей игры было добраться до этого злодея, преодолев несколько сложных уровней и освобождая из клеток электунов (добрых и беззащитных розовых существ). Клетки были разбросаны по нескольким локациям в равном количестве. Для того, чтобы подобраться к особо недоступным клеткам, приходилось сначала обзавестись необходимыми навыками на следующих уровнях, а затем возвращаться в предыдущие. Гениальные идеи, ставшие уже классическими формами геймдизайна, возникли давным-давно и  были реализованы, в том числе, и в оригинальной «Rayman». Игра была на редкость красива (по меркам 1995 года просто загляденье), каждый уровень был проработан до мелочей, имел что-то характерное и оригинальное. Визуально в те годы лучше смотрелись игры с мультяшной графикой, технические возможности компьютеров и домашних консолей того времени были очень ограничены. Третье измерение только осваивалось и по-настоящему красивые 3D-игры были еще впереди. Те, что уже вышли, выглядели серо-коричневыми с красными пикселями крови,  в то время как двумерные игры радовали глаз сочной, разноцветной и яркой палитрой. 
Несмотря на зубодробительную сложность, «Rayman» держал игрока мертвой хваткой, от игры было сложно оторваться, хотелось, во что бы то ни стало добраться до очередной клетки, хитро спрятанной и защищенной всякими ловушками, чтобы продвинуться дальше и открыть следующие локации. При этом приходилось экономить ограниченный запас жизней, отрабатывать каждый уровень, собирать все бонусы, чтобы увеличить шансы на победу, ведь за неудачи игра наказывала очень строго – приходилось начинать все прохождение с самого начала. Сейчас, когда в играх нам предлагают сохраняться через каждые 5 минут, это кажется просто немыслимым. Но в 1995 году это было абсолютно нормально и нисколько не удручало.
Рассказывая о первой игре, не могу не вспомнить об озвучке и саундтреке, они заслуживают отдельной похвалы. Звуки, сопутствующие путешествию нашего героя и сопровождающие его действия, такие же смешные, как и персонажи, которых он встречает на своем пути.  Приятные мелодии снимают напряжение, а когда это необходимо - наоборот, нагнетают атмосферу, подстегивая игрока воспринимать происходящее должным образом и зарядиться адреналином в напряженных схватках с боссами, когда один пропущенный удар может оказаться решающим. В последующих играх разработчики держали марку и совершенствовались, а в новейших «Rayman Legends» и «Rayman Origins» озвучка и саундтрек – настоящие произведения искусства.
Большой успех Рэймена в 1995 году подтолкнул его разработчиков к выпуску редактора уровней для игры, в последующие годы появилось множество фанатских модов и сборников, вышли компиляции «Rayman Gold», «Rayman By His Fans», «Rayman 60 levels», «Rayman Collector», и «Rayman 100 levels». Из всех многочисленных игр с именем Rayman в названии, вышедших с 1995 года и по сей день, самой продаваемой остается первая игра (суммарный тираж только на двух консолях Playstation и Gameboy Advance превышает 3,5 млн. копий).
Но прогресс неизбежно толкает вперед,  заставляет меняться, и нашему герою пришлось идти в ногу со временем. Рэймену удалось успешно переехать из двумерного измерения в трехмерное, что, надо заметить, было задачей непростой, и справились с ней далеко не все герои видеоигр того времени. «Rayman 2: The Great Escape» вышла в 1999 году сразу на трех платформах (N64, Dreamcast, PC), годом позже на Playstation, позднее на Playstation 2 под названием «Rayman 2: Revolution», на карманной Gameboy Color как «Rayman 2: Forever», на Nintendo DS как «Rayman DS», на Nintendo 3DS как «Rayman 3D», а в 2010-м была портирована на iOS. «Rayman 2»  унаследовала от оригинальной игры все плюсы, серьезный уровень сложности, а также стала реализацией многих новых идей, возникших в результате появления третьего измерения. Она быстро заслужила статус культовой игры и получила высочайшие оценки. Прогресс был «налицо» в прямом смысле – игра выглядела современной и красивой. С объемом появилось ощущение большого пространства, которое разработчики удачно использовали для создания интересных испытаний, мини-игр и просторных локаций.
Аркадную гонку с препятствиями под названием «Rayman M» (вышедшую также под названием «Rayman Arena» в 2002 году), можно считать первым экспериментом на пути к «Rayman Raving Rabbids». Впервые в игре с Рэйменом присутствовал соревновательный мультиплеер, ставший в наши дни уже нормой.  Сама игра еле дотягивала до середнячка, была весьма неопрятна в визуальном плане и ценности для всей серии не представляет.
  Никакого скачка вперед в развитии сериала не сделала и вышедшая в 2003 году следующая игра – «Rayman 3: Hoodlum Havoc». Сама по себе, она была ничуть не хуже, чем «Rayman 2: The Great Escape», но лишь  развивала идеи, заложенные в предшественнице. Она не была столь новаторской, и в итоге не оправдала надежд издателя и разработчика на коммерческий успех. О ней часто говорили: «Создатель Рэймена Мишель Ансель не принимал участие в разработке, вот и игра не удалась». Это не  совсем верное утверждение, под каким углом ни посмотри. Во-первых, Ансель консультировал разработчиков и наблюдал за творческим процессом. Во-вторых, игра получилась увлекательная, красивая и разнообразная, а в сюжетном плане она гораздо более насыщена по сравнению с предыдущими. Если говорить о юморе – его в «Rayman 3» едва ли не больше, чем в любой другой игре с участием Рэймена, причем рассчитан он как на детскую, так и на взрослую аудиторию. Разумеется, каждая игра становилась технически совершеннее предыдущей и «Rayman 3» не исключение. Сериал продолжил свое развитие, но  этого оказалось мало: популярность жанра 3D-платформеров осталась в прошлом. Именно по этой причине разработчики начали искать другие игровые жанры и ударились в эксперименты, отчаянно стараясь оживить своего героя.
В своем классическом виде Рэйман продолжил жить только на карманных консолях (в основном Nintendo Gameboy Color, Gameboy Advance, DS и 3DS). Про поделки-симуляторы гольфа, боулинга и прочего, выпущенные для смартфонов и других мобильных устройств, вспоминать нет смысла – они не заслуживают нашего внимания. Упомяну лишь о двух играх, представляющих интерес для фанатов сериала. Первая – «Rayman 3: Hoodlum Havoc» для Gameboy Advance, представляющая собой совершенно другую игру, нежели одноименная игра на консолях. Она больше похожа на сиквел первой игры о Рэймене и объединяет их не только дизайн, но и старое доброе 2D. Вторая -  «Rayman: Hoodlum`s Revenge» от стороннего разработчика, примечательна своим изометрическим видом (вышла на Gameboy Advance в 2005 году). Конечно, все эти игры держатся особняком от основной трилогии, как в плане качества, так и по части популярности. Рэймен прозябал в тени былой славы до 2006 года, когда ему выпала честь стать приглашенной звездой в сборнике мини-игр «Rayman Raving Rabbids». Появившись в 2006 году, игра про  сумасшедших кроликов стала наиболее популярна на Nintendo Wii, благодаря возможности играть в компании «на одном диване», что идеально соответствовало концепции консоли. Кроме того, управление на Wii было реализовано удачнее, чем с обычным геймпадом на других консолях и PC (об управлении «клавиатура-мышь» лучше не вспоминать). Рэймена не назовешь главным героем игры, а сама игра имеет мало общего с известной трилогией, из-за этого многие поклонники серии приняли ее «в штыки». Но, «Rayman Raving Rabbids» нашла свою, другую аудиторию и получила хорошие отзывы. Ее сильные стороны: юмор, геймдизайн и великолепная озвучка. Игра действительно способна развлечь и поднять настроение, если не ждать от нее «продолжения» любимых игр о Рэймене. С другой стороны, многие купившие игру только из-за имени Рэймен в названии, имели полное право на негодование, получив совсем не то, чего ожидали. Но, бизнес есть бизнес:  нашего героя и сделали приглашенной звездой, чтобы он продавал игру.
 Вслед за «Rayman Raving Rabbids» вышли «Rayman Raving Rabbids 2» и «Rayman Raving Rabbids: TV Party», выполненные в том же духе и ставшие коммерчески успешными. Казалось, старой гвардии поклонников уже не видать «своего» любимого Рэймена, но и на их улицу пришел праздник. Случилось это в 2011 году, когда вышла «Rayman Origins». Игру задумали очень вовремя, когда на двумерные платформеры снова появился спрос, благодаря набирающему обороты рынку инди-игр. Нишевые, недорогие проекты заполнили цифровые сети дистрибуции и, в большей степени, это именно 2D-платформеры. Герой вернулся к своим истокам, дрейфуя на волнах модных тенденций.
                «Rayman Origins» удалась на славу и двумя годами позже обзавелась продолжением - «Rayman Legends». Отличить их сможет не каждый, выглядят они очень похоже и построены на одной основе. Пожалуй, это самые совершенные на сегодняшний день представители жанра как технически, так и в плане геймдизайна. Обе игры очень красивы и содержат огромное количество уровней, в том числе и секретные.  Отдельно замечу: музыкальные уровни «Rayman Legends» вряд ли оставят кого-то без позитивных эмоций. Обе игры построены на фундаменте самого первого «Рэймана» и, с учетом опыта прошедших лет, впитали в себя лучшие находки из всех игр жанра, в том числе и Donkey Kong Country. 
             Если кто-то считает «Rayman: Origins» и «Rayman: Legends» хардкорными играми - он сильно заблуждается. По-настоящему хардкорная игра – первый, оригинальный «Rayman» 1995 года. Попробуйте и убедитесь сами, а если к подобному подвигу вы не готовы, но и не согласны с мнением автора статьи, то я вам приведу неоспоримый аргумент.  Да, в «Origins» и «Legends» есть сложные уровни, по которым разбросано множество бонусов и челленджей, не спорю – собрать и выполнить их все нелегко. Но вот главное: для того чтобы пройти эти игры совсем не обязательно собирать и находить все секреты и труднодоступные клетки с заключенными (в новых играх электунов сменили феи и их монархи). Как во многих других современных играх, сложнейшие испытания вынесены за пределы основного прохождения. Хотите - выполняйте, не хотите – идите мимо, дальше - к главному боссу и финальным титрам. В оригинальной «Rayman» такой фокус у вас не пройдет! Ее хардкорная сложность заключается в том, что для прохождения игры и встречи с мистером Дарком вам необходимо собрать все секреты и, разумеется, пройти все уровни. Никаких поблажек! Это как убрать из сложной игры выбор уровней сложности Easy и Normal, оставив только Hard. Для взрослого поколения геймеров самый первый «Rayman» остается любимой игрой серии, несмотря на совершенство дизайна и драйв последних двух игр. Новое поколение, привыкшее к поблажкам и заниженному уровню сложности игр в целом, считает «Rayman Legends» сложной игрой и редко пробует старого Рэймана «на зубок», прикрываясь его архаичностью. И зря, несмотря на приличный возраст, игра до сих пор приятно смотрится, особенно в портативных версиях. Если вы уже набили руку на «Rayman: Legends», возможно, пришло время принять настоящий вызов, а заодно и посмотреть «с чего все началось», поиграв в Рэймена образца 1995 года – игру, ставшей настоящей классикой! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели